Жемчужиной армянской культуры в Москве можно смело назвать Москвоский армянский театр в Посольстве Армении в России. Каждый хотя бы раз посетивший постановки и увидевший великолепную игру например Бадалян Зиты или Шолинян Артака сможет полностью убедиться в наших словах. Мы просто не могли не взять интервью у руководителя театра Славы Степаняна. - Слава Ашотович, что такое армянский театр, в чем Вы видите задачу вашего театра, в чем Ваша цель?
Несмотря на то, что изначально мы слышим московский армянский театр, это как бы вызывает какие-то национальные какие то мотивы, но, я думаю, что искусство, как бы банально не звучало, не имеет границ! Что такое хороший армянский классик армянский?!
Пусть кто-нибудь посмеет говорить, что Шекспир это английский писатель, Арам Хачатурян армянский композитор, или Сароян только армянский писатель. Никто не может такое говорить, потому что, когда речь идет о настоящем искусстве, там понятие национальное немного не то.
Задача нашего театра восстановить те добрые традиции, которые были в начале века, когда великие сыновья Армении Сурен Хачатрян, Арам Хачатрян, Вахтангов открыли здесь армянский театр. Работа шикарно шла, 3 студии были. Появились профессиональные актеры. С армянскими студентами работали гиганты режиссерского жанра и педагогии, в том числе здесь работал Станиславский, ставил Шекспира. К сожаления Берия все это разрушил, вот мы и хотим восстановить все хорошее, что было здесь когда-то, потому- что у нас, у армян, есть эта основа, духовное оправдание. Тем более армян в Москве достаточно много, не говоря о России в целом. И этот театр просто был необходим.
Естественно, сколько бы мы не говорили о том, что мы вне нации, вне узких понятий, но все же основная наша цель, это выдать русскому зрителю армянскую драматургию, армянскую культуру, показать наше мышление, умение адаптироваться со всеми народами. И доказать всем, что мы можем играть, что наш театр тоже есть, жив, и что наш театр может среди ста двадцати театров занимает свое достойное место. В этом я вижу нашу задачу.
- А в чем отличие Вашего театра от других театров Москвы, в чем его изюминка.
Быть на волне настоящего современного искусства и выдать московскому зрителю все армянское. Потому- что театр, это синтез искусств, включает в себя все искусства. Кроме того, в нашем театре все спектакли сильно отличаются друг от друга. Ты не можешь посмотреть один спектакль и говорить, что уже знаешь, что творится здесь. Наши спектакли отличаются по режиссуре, по форме, стилистике. Вот смотрите, детский мюзикл, потом переходим на панический абсурд, это новое направление, пантомима, детективный жанр, монодрама.
-За счет чего живет армянский театр.
Мы благодарим армянское посольство и лично посла за то, что они с пониманием отнеслись к этому вопросу, к тому, чтоб в этих стенах, где работали Вахтангов, Хачатурян и многие другие, разрешили и нам работать. Мы ощущаем всяческую поддержку в организационных вопросах со стороны посла. А на счет финансирования, я раньше занимался коллекционированием, вот и существуем в основном за свой счет. Еще никаких спонсоров у нас не было, но если честно мы и не просили. Ведь спонсор не за красивые глаза помогает, ему надо что-то показать. Грубо говоря, показать товар. Вот сейчас у нас этот товар уже готов, у нас уже шесть спектаклей, репертуарный театр, у нас можно смотреть и интеллектуальный спектакль, и психологическую драму и многое другое, так что мы уже готовы к общению с людьми, которые могут нам помочь.
- Среди Ваших учеником есть ли люди, которые в ближайшем будущем могут стать звездами российской сцены?
Мне кажется, что у нас есть ребята, которые уже заявили о своем потенциале. У нас в театре побывали многие актеры, декан режиссерского факультета ГИТИСА, профессора, и все очень положительно отзывались потом о моих ребятах, о театре. Тон высказываний примерно такой: «Мы думали идем в драмкружок, а попали в театр». И все это благодаря моим ребятам, благодаря их таланту. Карен Тер-Мартиросян, Артак Шагинян, Ани Мурадян, Соня Тодоросян, между прочим, дальняя родственница Вахтангова. Многие из них уже снимались, снимаются, до сих пор идет показ сериала «Зона», где играет Карен. Соня играла в «Спецназе». Мои ребята снимались у Бондарчука. О нас знают в «Мосфильме», как только им нужны нерусские, так скажем, актеры, они сразу приезжают к нам.
В актерской группе есть армяне и неармяне. Возникают ли сложности при работе с ними из-за разности менталитетов?
Спасибо за вопрос, очень красивый вопрос. Как раз этот вопрос и определяет принцип нашего театра. Мы изначально заявили о себе как о многонациональном театре.
-Тогда почему «Армянский театр»?!
Потому- что, как я сказал, основная линия нашего театра- подача армянской культуры, мышления. В нашем театре превалируют армяне, но в то же время есть евреи, русские, украинцы, и все ребята охотно соглашаются с нашими принципами.
А сложность заключается в том, что мы ставим спектакли и на армянском языке, и не все ребята участвуют в этих постановках. Они стараются учить язык, но пока не знают армянский в том объеме, чтобы играть на сцене.
-Знают ли о существовании Вашего театра в Армении?
Мало кто
-А хотелось бы?
Естественно. Ведь многие из нас родом из Армении, я сам выпускник Ереванской Государственного Института, и в первую очередь мне бы хотелось, чтобы о нас знали в Армении. У нас даже мечта такая есть, чтобы первые гастроли были в Армении. Все ребята хотят этого.