В конце января в Москве с двумя концертами выступил знаменитый ФОРШ.
В эти дни в Москве были жуткие морозы, так что первый вопрос возник сам собой. -Как Вам московские холода?
-Вообще-то я не люблю холод, но здесь я почти не почувствовал всего этого. На улице мало бывал, из гостиницы в машину, из машины в зал…. Мои московские друзья шутят, говорят, что я привёз с собой холода.
- Как Вам московский концерт? Что Вам понравилось, а может, наоборот, что разочаровало? Может, количество зрителей? Отмечу, что во время концерта создалось такое ощущение, что Вы сами получаете удовольствие от своего выступления. Это так?
- В какой то мере количество да, разочаровало, но не качество. Качество компенсировало
этот недостаток. Я очень благодарен своим зрителям. Что касается концерта, я очень доволен тем, как мы сыграли здесь. Да, пожалуй, ты прав, у меня были такие чувства.
- Вы сегодня пели на итальянском языке. Где успели выучить язык Челентано?
- Я знаю испанский, а итальянский очень похож на испанский. Я ведь жил в Латинской Америке. Надо сказать, что впервые, когда вышел на сцену, пел именно на итальянском.
Кстати, как Вы оказались в Латинской Америке, в Буэнос-Айресе, кажется? Что же Вас заставило уехать в столь дальние края?
- Ничто никогда меня не заставляет. Я всегда делаю то, что мне нравится. Просто мне нравятся эти места, эта культура, язык. А поехал по приглашению моего друга, он итальянец, продюсер классической музыки. Я заключил контракт на один год как скрипач. По истечении года продлили еще на один год, потом еще на один. В конце третьего года я почувствовал, что больше не могу….
- Родина, тоска…?
- Да, можно сказать и так. Буэнос-Айрес не Москва, чтобы полететь в Ереван и обратно в течении дня. Мне предложили новый контракт, новые условия, но я сказал себе: «Стоп, с меня хватит!» (последнее предложение Форш произнес на русском).
- Получается, по образованию Вы скрипач?
-Да, совершенно верно.
- Вернемся к концерту. Идея сотрудничества с пианистом Мадатом Романовичем ваша? Как вообще пришли к столь удачному решению.
- Во-первых, скажу, что он великолепный композитор и звукорежиссер.
Как-то меня пригласили выступать в знаменитом кафе Поплавок. Мне нужно было настроить звук. Мадат случайно в это же время оказался там. Я попросил настроить звук, он мне помог. А потом попросил сыграть песенку, мы спели вместе, понравилось. Потом еще попробовали, и вот так возникла та программа, которую вы сегодня услышали.
- Форш, Ваши песни по стилю близки к бардовскому, к соулу, джазу. А по вашей оценке, что Вы поете?
- Если честно Я не думал над этим, мне это и неинтересно. Это дело журналиста, определять тот или иной стиль. Но вообще, этот стиль ближе всего, наверное, к балладе.
- А кто является автором Ваших песен?
- В основном я, хотя бывают и исключения.
-Вы выступали и жили в разных городах мира. Скажите, есть ли разница между ереванским и московским зрителем? Иначе говоря, армяне Москвы и армяне Еревана разные?
-Да, конечно, разница есть. Но не сказал бы, что армяне разные. Просто аура данного города, его атмосфера как-то меняют всех нас, определяют мировоззрение.
Скажу, что самый трудный зритель в Ереване. Он очень требовательный. Иногда нам кажется, что они ничего не понимают в музыке. На самом деле они очень хорошо разбираются в музыке. Поэтому на сцене нужно быть максимально профессиональным, чтобы убедить зрителя в том, что ты поешь и играешь. А если у тебя получается это делать, значит, не зря живешь.
- Сегодня во время исполнения песни «Ереванян вальс» Вы говорили о своем сыне. Расскажите, если можно, немного о нем. Чем занимается, сколько ему лет, думает ли пойти по вашим стопам?
- Скоро ему будет 12. Меньше всего мне хотелось бы хвалить своего сына, но честно вам скажу, очень интересный мальчик. Великолепно рисует, когда-то ходил в мастерскую живописи, у испанского художника учился. После того как из Буенос-Айреса вернулись, в Ереване мы его отдали в музыкальную школу. Не для того, чтоб стал музыкантом, просто чувствуется, что он человек искусства, а человек искусства должен во всем разбираться, так скажем. В последнее время он увлекся ударными инструментами. Даже выступал с нами в двухчасовом концерте. Причем выступил очень профессионально, не по годам серьезно отнесся к этому. Сейчас учится в школе им. Сайат Новы, в классе фортепиано и параллельно ходит в класс ударных инструментов. Что будет дальше, посмотрим.
-Форш, про ваш хит «Так и живем» “Henc ayspes el aprum enq” уже ходят легенды. Поговаривают, что дядя Дживан обиделся на Вас из-за не упоминания его в этой песне, это так?
-Да, правда.
-И что это для Вас?
- Если дядя Дживан упрекает меня в том, что его имя не упоминается песне, для меня это наивысшая оценка моей песни. Это говорит о том, что песня удалась.
-Недавно Вы участвовали в съемках кинофильма «Мер бак 3». Что же это было для Вас? Может быть, новый этап в вашей жизни….
- (перебивая) Нет, это не впервые в моей жизни, к тому же я шесть лет работал в театре, так что это для меня не является чем-то невероятным, свалившимся с неба. Что касается фильма, у меня очень хорошие отношения с компанией «ШАРМ», и когда они предложили, согласился сразу, потому как мне интересно с ними работать.
- Планами на будущее поделитесь?
- Недавно вышел диск «Best collection», там все мои лучшие песни, начиная с 86 года. Сейчас думаю заняться записью старых альбомов, поскольку их уже нет в продаже. Пока вот это.
-Если нетрудно, расскажите, откуда взялся псевдоним ФОРШ?
- (смеясь) Эх, как мне надоело вот уже 20 лет отвечать на этот вопрос.
- И все же….
- Ну, форшлаг, это музыкальный термин, говоря более доступным языком, это короткая нота. Меня так назвали за слишком высокий рост, я же почти двухметровый (улыбается).
- Ваши пожелания нашим читателям.
-Любите друг друга, будьте честными, живите в согласии и все будет хорошо!
Мадат Романович
Ваши впечатления от работы с Форшем.
- Ну, работа есть работы. Работается с ним хорошо. Конечно, отрадное явление, что в армянском искусстве, кроме явной попсы и рабиса есть еще и авторское начало.
- То есть Вы считаете, что Форш работает в авторском направлении? То есть его музыка, это бардовский стиль? Хотя в некоторых песнях, особенно в вашей игре чувствовался такой намек джаза, что ли…
- Нет, это не чисто бардовская музыка. У него конечно много песен, где автором и музыки и слов является он сам, есть песни, где только музыка его, но, по крайней мере, это не попса. Не знаю даже как это назвать, смесь какая-то, в целом, мне кажется, его музыка немного в сторонке стоит от общепринятых направлений.
- Как Вы думаете, ваше сотрудничество продолжится?
- Я не хочу загадывать. Это трудно сказать. Это ведь не только от меня зависит. По крайней мере, никаких препятствий для этого не вижу.